Цитаты Блез Паскаль
Афоризмы, высказывания и мысли.

В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет.

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами — поэтому и считаем, что они переменились.

Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали.

Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.

Красноречие — это живописное изображение мысли.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать — это ещё не значит, что он будет говорить правду: лгут просто во имя лжи.

Кто не любит истину, тот отворачивается от неё под предлогом, что она оспорима.

Не заботятся о приобретении почёта в городе, через который только проезжают, но, когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется.

Для человека заурядного все люди на одно лицо.

Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.

Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.

Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, даже среди тех, кто появится, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что тешимся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких людей.

Любое движение отзывается во всей природе; море изменяет облик из-за одного-единственного камня. И в вопросах благодати любой человеческий поступок отзывается на всех людях. Значит, в мире нет ничего несущественного.

Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Из глубины его души сразу выползают беспросветная тоска, печаль, горечь, озлобление, отчаяние.

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.

Иные наши пороки — только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.

Инстинкт и разум — признаки двух различных сущностей.

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра.

И те, что пишут не для славы, желают признания, что хорошо написали, а те, что читают их, — похвалы за то, что прочли.

Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель.

Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое — оставаться наедине с собой.

Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо.

Настолько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили.

Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен...

Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит оттого, что место, слушатели и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла.

Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают.

Случайные открытия делают только подготовленные умы.

Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

Мы любим не человека, а его свойства.

Люди живут в таком полном непонимании суетности человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну не поразительно ли это!

Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая

Человек страдает невыносимо, если он принужден жить только с самим собой и думать только о себе.

Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому, что сильно. Почему следуют стародавним законам и взглядам? Потому ли, что они здравы? Нет, потому, что общеприняты и не дают прорасти семенам раздора.

Молчание — величайшее из человеческих страданий; святые никогда не молчали.

Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими.

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.

Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Вообразите, что перед вами множество людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах остальных, и те понимают, что им уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и безнадежности, и ждут своей очереди. Вот картина человеческого существования.

Нашему уму свойственно верить, а воле — хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным.

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Сердце имеет доводы,которых не знает разум

Каждую книгу нужно уметь читать.

Истинное красноречие пренебрегает красноречием.

Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.

Человек — это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить ее другим. И эти наклонности, противные разуму и справедливости, глубоко укоренились в его сердце.

Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Хотите, чтобы о вас хорошо говорили, — не говорите о себе хорошего.

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Мир — это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде.

Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

Любовь и ненависть часто мешают справедливому суждению.

Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются.

Не только сама истина даёт уверенность, но и одно искание её даёт покой.

Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.

Мы жаждем истины, а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горести и смерть. Мы не можем не желать истины и счастья, но не способны ни к твердому знанию, ни к счастью. Это желание оставлено в нашей душе не только чтобы покарать нас, но и чтобы всечасно напоминать о том, с каких высот мы упали.

Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам.

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко.

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.

Все тела, небесный свод, звезды, Земля и её царства не идут в сравнение с самым низким из умов, ибо ум несет в себе знание обо всем этом, тела же не ведают ничего.

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Веления разума гораздо более властны, чем приказания любого повелителя: неповиновение последнему делает человека несчастным, неповиновение же первому — глупцом.

Истина и справедливость — точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее.

Несомненно, что худо быть полным недостатков; но еще хуже быть полным их и не желать сознавать в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще недостаток самообмана.

Красноречие — это живопись мысли.

Люди не могут дать силу праву и дали силе право.

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться.

Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома — там, где ему положено.

Истинное красноречие смеется над витиеватостью.

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.

Мы теряем даже жизнь с радостью — лишь бы об этом говорили.

Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.

Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, — впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Воспитательное воздействие вида зла сильнее примера добра, ибо зло обыкновенно, тогда как добро случается редко.

Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата.

Перед тем как что-то сделать, надо подумать не только о самом поступке, но и о нас самих, о нашем настоящем, прошлом, будущем и о людях, которых этот поступок касается, и поставить все это во взаимосвязь. И тогда мы будем очень осмотрительны.

Насколько справедливее кажется адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.

Отчего это — хромой человек нас не раздражает, а умственно хромающий раздражает? Оттого, что хромой сознает, что мы ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем.

Ухо наше для лести — широко раскрытая дверь, для правды же — игольное ушко.

Ничто не ободряет так порока, как излишняя снисходительность.

Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.

Человек, решивший исследовать, на чем зиждется закон, увидит, как непрочен, неустойчив его фундамент, и, если он непривычен к зрелищу сумасбродств, рожденных людским воображением, будет долго удивляться, почему за какое-нибудь столетие к этому закону стали относиться так почтительно и благоговейно.

Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.

Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием.

Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.

Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то заслужил награду.

Можно, конечно, сказать неправду, приняв ее за истину, но с понятием «лжец» связана мысль о намеренной лжи.

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Сколько держав даже не подозревают о моем существовании!

Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет. Меж тем философы, рассуждая о нравственности, отмечают этот вопрос. Они спорят о том, как лучше провести отпущенный им час.

Красноречие должно быть приятно и содержательно, но нужно, чтобы это приятное, в свою очередь, было заимствовано от истинного.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Говорите как все, но думайте по-своему.

Сила, а не общественное мнение правит миром, но мнение использует эту силу.

Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его.

Общественное мнение правит людьми.

Предвидеть — значит управлять.

Величайшее счастье, доступное человеку — любовь, — должно служить источником всего возвышенного и благородного.

Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.

Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ищем ее; доказать ее, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда ее рассматриваем.

Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений.

Убить нас может любая малость, даже предмет, созданный для нашего удобства; например, нас убивают стены дома или, скажем, ступеньки лестницы, если мы неосторожно ступаем.

Человек — не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.

Хороший острослов — дурной человек.

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.

В любви молчание дороже слов.

Суть несчастья в том, чтобы желать и не мочь.

Любопытство — то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.

В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюбленный своей возлюбленной, когда он в смятении молчит, и сколько он при этом обнаруживает ума.

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее потому, что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь.

Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.

Чрезмерная краткость речи иной раз превращает её в загадку.

Надеясь снискать благосклонность женщины, мужчина первый делает шаг навстречу — это не просто обычай, это обязанность, возлагаемая на него природой.

Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум.

Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиран.

Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть.

Человек — это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.

Я только с теми, кто ищет истину.

Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Заурядные личности не находят разницы между людьми.

Издеваться над философией это значит, — поистине философствовать.

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.

Человек сотворен, чтобы думать.

Разумный человек любит не потому, что это выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье.

С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!

Мы по опыту знаем, как велика разница между благочестием и добротой.

Всё наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас огорчают.

Эгоизм ненавистен, и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти.

Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному — какая страшная извращенность!

Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.

Мы стойки в добродетели не потому, что сильны духом, а потому, что нас с двух сторон поддерживает напор противоположных пороков.

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.

Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые; в этом причина людского непостоянства.

Как страшно чувствовать, что течение времени уносит все, чем ты обладал.

Итак, мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.

И чувство и ум мы совершенствуем или, напротив, развращаем, беседуя с людьми. Стало быть, иные беседы совершенствуют нас, иные — развращают. Значит, следует тщательно выбирать собеседников.

Сила разума в том, что он признает существование множества явлений, ему непостижимых; он слаб, если не способен этого понять. Ему часто непостижимы явления самые естественные, что уж говорить о сверхъестественных!

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано.

Существуют люди, которые лгут, просто чтобы лгать.

Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится все, что я в них вычитываю.

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.

Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.

Славолюбие — самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних.

Так протекает вся жизнь: ищут покоя, боясь бороться против нескольких препятствий, а когда эти препятствия устранены, покой становится невыносимым.

Цитаты Блез Паскаль на folk-tale.ru

Читайте также по теме :

Борис Леонидович Пастернак
Им стараешься добро, а они норовят тебе нож в ребро. Сознание — яд, средство самоотравлен...

Борис Фёдорович Поршнев
Кибернетика гигантски обогатила технику. В каменном веке верхний палеолит длиннее мезолит...