Цитаты Роберт Шуман
Афоризмы, высказывания и мысли.

Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

Меня интересует всё, что происходит в мире: политика, литература, люди. Обо всём я размышляю на свой лад, и потом это ищет выражения и выливается в музыке.

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

Талант работает, гений творит.

Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нём.

Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

Вокруг цепи правил всегда должна виться серебряная нить фантазии.

У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, — а не наоборот.

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной.

Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.

Играй всегда так, будто тебя слушает артист.

Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Нет конца учению.

Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

Цитаты Роберт Шуман на folk-tale.ru

Читайте также по теме :

Рудольф Штейнер
В каждом человеке дремлют способности, при помощи которых он может обрести знание о высших...

Себастьян-Рош Николя де Шамфор
Люди делятся на две части: у одной, меньшей, есть обед, но нет аппетита; у другой, большей...